On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
День рождения:



АвторСообщение
Инструктор




Пост N: 48
Зарегистрирован: 20.10.06
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.06 22:42. Заголовок: Haute Ecole Александра Невзорова


Сайт последователей Haute Ecole Невзорова.

Если вы считаете, что действительно любите лошадей, вам сюда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Пост N: 3
Зарегистрирован: 29.08.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.09 22:06. Заголовок: Действительно, хорош..


Действительно, хорошо написано

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Инструктор




Пост N: 374
Info: оптимистичное
Зарегистрирован: 20.10.06
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 13:40. Заголовок: Метод положительного звукового подкрепления при работе с лошадьми


Метод положительного звукового подкрепления при работе с лошадьми

Вместе с приручением лошадей возникла необходимость в их обучении. История взаимоотношений человека и лошади знает много вариантов и систем воздействия на обучаемую с целью ее подчинения. Все они, однако, сводятся по сути своей к так называемому методу 'кнута и пряника' часто с уклонением в одну из сторон.

С начала 20 века в Америке среди психологов возникло новое направление - бихевиоризм. Его последователи занимаются разработкой и теоретическим обоснованием различных систем и методов обучения. На этом поприще они совершили настоящий прорыв. Результатом их исследований стал метод обучения с подкреплением. Он включает в себя два подвида: положительное и отрицательное подкрепление. От традиционного обучения 'кнутом и пряником' его отличает немедленное (а не отставленное во времени) подкрепление различными стимулами желательного (положительное подкрепление) и нежелательного (отрицательное подкрепление) поведения. Благодаря такой системе обучаемый точно 'знает', что именно он сделал правильно или наоборот.

Метод обучения лошадей с отрицательным подкреплением в последние 10 лет приобрел значительное распространение в практике, особенно благодаря работе по его популяризации Пата Парелли. Его распространение связано с новым направлением в работе с лошадьми, так называемым Natural Horsemannship (НХ).

Работа с живыми существами, которых невозможно сразу подкреплять внешними стимулами (например, дельфины) привела к появлению новой разновидности положительного подкрепления. Звуковое подкрепление открыло новые возможности в достижении цели при работе с различными живыми существами, начиная от рыб и заканчивая людьми. Наибольшее распространение этот метод получил при работе с дельфинами (уже с 60-х годов). Сейчас всё большую популярность он завоевывает при обучении собак. В Америке разновидность этого метода - метод кликера - используется при обучении конкурных лошадей преодолению препятствий.

Мы предлагаем использовать метод обучения с положительным звуковым подкреплением в повседневной работе с лошадьми. Использовать его может как опытный всадник, так и начинающий, как в работе верхом, так и в руках, и на корде. Сложность с поиском интересного для лошади поощрения может возникнуть лишь при работе в упряжи. При любом другом использовании лошади этот метод будет более чем эффективным.

При традиционном способе работы по принципу 'кнута и пряника', если всадник хочет поощрить лошадь угощением, ему необходимо остановить её (болевым воздействием трензеля на рот), достать угощение и лишь после этого наклониться и дать его лошади. Таким образом получается, что лошадь получила угощение не за выполнение элемента (или команды), а за то, что повернула голову, чтобы взять сахар. Более того, за правильное выполнение она получает наказание в виде болевого воздействия на рот. Естественно, что выработка желательных стереотипов не только не ускорится, но и наоборот замедлится.

Метод обучения с положительным звуковым подкреплением заключается в том, что звуковое подкрепление происходит в момент правильного выполнения элемента, 'объясняя' обучаемому, что именно от него требуется. В качестве источника звука могут применяться как различные приспособления (например, свисток), так и голосовые связки человека. Вначале в течение 2-3 занятий вырабатывают четкую связь: звук - пищевое подкрепление. Желательно для лучшего закрепления связи использовать какие-либо простые команды, которые лошадь хорошо знает, сразу приучая её к сочетанию: команда - выполнение - звуковое подкрепление - пищевое поощрение.

Как только связь будет выработана, можно приступать к обучению лошади новым командам. Это может быть что угодно, начиная от заездки и заканчивая выработкой положительных стереотипов на соревнованиях, начиная от улучшения природных способностей лошади (например, аллюров или прыжка) и заканчивая повышением личной заинтересованности партнера.

Сразу следует отметить, что с первых дней желательно выработать у лошади и отрицательное звуковое подкрепление (например, слова 'нет!' или 'нельзя!'). Это очень пригодится в дальнейшем, когда нужно учить лошадь новым командам. Для этого достаточно в качестве физического воздействия (после звукового подкрепления) использовать шлепок ладонью (которыми всадники часто 'хвалят' своих лошадей). Такое воздействие не является болевым для лошади, но неприятно ей из-за очень высокой чувствительности кожи (более высокой, чем у человека). После выработки стереотипа: нежелательное поведение - звуковое подкрепление - физическое воздействие, необходимость в последнем элементе возникает очень редко. Отрицательное звуковое подкрепление применяется тогда, когда лошадь предлагает что-либо без команды, либо когда в ответ на плохо закрепленную команду предлагается выполнение другого элемента.

Для обучения лошади чему-то новому, необходимо внимательно наблюдать за ней и быть готовым в любой момент подкрепить звуком желательное поведение. Для примера рассмотрим желание усовершенствовать движения на рыси путем улучшения выноса передней ноги или её части, например, плеча или копыта. Каждый раз, когда хотя бы немного движение будет лучше обычного (выше, энергичнее и т.д.) необходимо мгновенно подкреплять это звуком. После 2-5 сочетаний лошадь поймет, что от неё требуется, и начнет стараться и сама предлагать улучшенные варианты движения. Каждый раз для подкрепления необходимо выбирать такое движение, которое максимально приближает нас к идеалу. За какое время произойдет улучшение движения - за пару недель или за год - зависит от подготовленности лошади и опыта всадника во владении методом звукового подкрепления. Под подготовленностью лошади мы понимаем, во-первых, необходимую степень улучшения движения (надо лишь слегка подкорректировать имеющиеся хорошие движения или полностью 'создать' движения лошади заново), во-вторых, чем лучше физически развита и подготовлена лошадь, тем легче и быстрее произойдет улучшение. Таким же образом можно выработать у лошади любые движения, а также технически правильный прыжок, независимо от природных её данных.

При обучении лошади командам, выполнение которых ей не свойственно, необходимо проявить изобретательность, чтобы объяснить, что Вы хотите. Например, при обучении переднему кранчу, вначале по команде лошадь учат опускать голову. Затем предлагают взять угощение между передними ногами, постепенно отводя руку все ниже и все дальше назад. На первых порах можно допустить поощрение лошади за любой наклон, независимо от его глубины и положения ног. В дальнейшем следует определиться с приоритетами. Либо мы будем подкреплять максимальный на данном этапе наклон корпуса лошади по отношению к горизонту независимо от положения ног (так называемый поклон), либо правильное положение ног при небольшой глубине наклона. По достижении достаточного уровня в одном факторе, мы присоединяем работу над вторым. Конечный результат должен быть одинаковым, а варианты следует выбирать в зависимости от способностей и физического развития лошади.

Само обучение, как правило, происходит ступенчато. Обучаемый продвигается вперед к конечной цели в форме 'озарений', как бы выходя каждый раз на новый уровень. Часто бывает, что перед 'переходом на новую ступень' наступает 'парадоксальная фаза'. При этом лошадь на предлагаемую команду может отреагировать выполнением другого элемента или вообще проигнорировать человека. Как правило, выражение морды у лошади при этом растерянное, уши разведены в стороны, часто лошадь начинает 'жевать', выражая покорность. Ни в коем случае не следует настаивать. Наиболее рациональным в данной ситуации будет отступление на самую первую ступень. Например, при обучении переднему кранчу мы уже продвинулись настолько, что лошадь отлично выполняет наклон, держит одну ногу безупречно прямой и лишь вторую еще не может удержать параллельно первой. И вот в ответ на команду лошадь не реагирует. Тогда тренер отступает от желания отрабатывать детали и подкрепляет даже незначительное опускание головы. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы в следующий раз на команду лошадь уже сделала хороший наклон за подкрепление. Вслед за этим (в данном случае в третий раз) на команду лошадь уже отреагирует не хуже, чем обычно, а, вероятнее всего, выполнит её лучше прежнего. Таким образом, 2-3 'подкреплений минимального' бывает достаточно, чтобы преодолеть 'парадоксальную фазу'. На каждом этапе нужно быть готовым отступить назад, чтобы затем продвинуться вперед.

Часто при появлении новых факторов возникает ситуация, подобная 'парадоксальной фазе'. Наибольшей проблемой при этом является волнение человека. Лошади великолепные эмпаты, и страх и волнение человека являются для них наиболее стрессовыми факторами. Лошадь как бы замыкается в себе. Описанный выше прием 'подкрепления минимального', как правило, помогает и в такой ситуации. Однако, в этом случае такое поведение тренера нужно скорее человеку, для того чтобы расслабиться и успокоиться. Например, на показательных выступлениях, соревнованиях и т.д. Вместе с невозмутимостью и спокойствием тренера возвращается и послушание лошади.

Отдельно следует сказать о пищевом или каком-либо ином поощрении после звукового подкрепления. Наибольшим поощрением для лошади является поглаживание языка во рту. Такой прием вызывает состояние эйфории и полного расслабления. Однако в повседневной работе он не всегда доступен, поскольку требует значительного времени и нахождения на земле (а не в седле). Поэтому рекомендовать его можно лишь при обучении чему-то новому, очень сложному или при значительном одноразовом улучшении (переходе 'на новый уровень'). Наиболее удобным в повседневной работе является пищевое поощрение. Размеры поощрения варьируются в зависимости от степени сложности выполненной работы, её новизны, физического напряжения, количества отвлекающих факторов и многого другого. Не следует в качестве поощрения использовать прекращение работы. Если лошадь была правильно заинтересована в выполняемой работе (методом обучения с подкреплением), то прекращение взаимодействия с человеком станет для неё наказанием. Между прочим, именно прекращение работы и уход человека является наибольшим наказанием для лошади при обучении её звуковому отрицательному подкреплению. Помимо пищевого могут использоваться и другие виды поощрения, однако их выбор и степень использования будут варьироваться в зависимости от лошади и условий использования.

При использовании метода обучения с положительным звуковым подкреплением наибольшей проблемой является косность в мышлении человека. То, что наилучшим образом подошло одной лошади, может оказаться неприемлемым для другой. Причем, если человек будет настаивать на своем, то кроме сопротивления и непослушания ничего не добьется. Более того, прием, который сегодня вызвал у лошади желаемое поведение, завтра может привести к непредсказуемым последствиям. Тренер должен находиться в постоянном творческом поиске, не следовать сформированным шаблонам и стереотипам. Залог успеха данного метода в том, чтобы вызвать у лошади желание, старательность. Чем больше заинтересованности будет у лошади, тем больше она сама будет предлагать различных моделей поведения, а значит больше возможностей выбора у человека. Тогда тренеру остается лишь подкреплять желаемое поведение и получать удовольствие от работы.

Обучение с подкреплением

С самого начала серьезных занятий конным спортом я искала ответы на множество вопросов. Почему лошадь должна делать что-то, что хочет человек? Почему, если лошадь чего-то не делает, её бьют? Почему лошади, которые часто умнее своих всадников, должны им подчиняться? И т.д. Ответом на многие вопросы стала для меня книга 'Не рычите на собаку', которую я прочла в сокращенном варианте примерно в 1997 году. Там была описана лишь методика, и до возможностей её практического применения в конном спорте пришлось доходить своим умом и на собственном опыте. Суть этой методики в том, чтобы объяснить лошади: чего Вы от неё хотите, как это сделать и зачем это вообще ей нужно. Для этого используется обучение с подкреплением. За выполнением элемента (или плохим поведением) подкрепление (положительное и отрицательное) должно следовать не позднее 1-2 секунд (желательно немедленно). Иначе забудьте, что вообще хотели что-то сделать.

В качестве звукового подкрепления я использую: 'Шшш'. Это оказался не слишком удачный выбор, поскольку этот звук встречается также в словах 'Хорошо', 'Бравушки'. В начале обучения это может сбивать лошадь с толку, поскольку подкрепляется именно 'Шшш'. Очень важно (из моей практики), чтобы звук был коротким, и четко различимым. Если Вы выберите какую-либо фразу, например 'Ай, бравушки', то к тому моменту, когда Вы будете произносить ее окончание, ваша лошадь может уже учудить что-нибудь непотребное, что Вы, получается, подкрепите. Не говоря о том, что Вы не подкрепите то, что собирались. Например, Вы отрабатываете определенный вынос ноги. В какой-то момент ваша лошадь сделала нужное Вам движение, но если Вы начнете произносить: 'Ай, бравушки', то закончите тогда, когда уже вторая нога будет в воздухе.

Важно, чтобы звук Вы могли произносить со сжатыми зубами, иначе, например, в прыжке, Вы можете откусить себе язык. Звук сразу выбирайте тщательно, чтобы потом его не менять. Не бойтесь потратить несколько дней, чтобы выбрать более всего Вас устраивающий. Желательно при выборе звука, чтобы он минимально употреблялся во всех сферах контакта с лошадью (ваших, и других людей), был звонким и хорошо различимым. Например, ч, ц, м, р, кр и многие другие.

У меня не всегда бывает возможность работать с чужими лошадьми на земле, но обычно и под верхом за 2-3 занятия лошади отлично обучаются работе с подкреплением. При этом абсолютно не обязательно подкреплять только что-либо одно, например, прибавленную рысь. В течение одного дня Вы можете подкреплять хоть 10 разных упражнений. Нужно лишь быть последовательным. Если сегодня Вы подкрепляли свечи, то завтра наказывать лошадь за то, что она встала в свечу над вашей головой, нет смысла. С самого начала надо четко себе представлять, что Вы хотите от своей лошади.

Вначале поощряться должно любое нужное Вам поведение, но чтобы в дальнейшем лошадь не предлагала выполнять этот элемент все время, Вы должны выработать в ее голове связь между неким условным сигналом и этим элементом. Глупо надеяться, что после первой же подачи сигнала лошадь сама выполнит этот элемент. Но когда Вы почувствуете, что лошадь собирается сделать интересующее Вас движение, Вы должны ее опередить своей командой, а затем немедленно подкрепить. После нескольких удачных сочетаний: сигнал - элемент - подкрепление нужно проверить, отвечает ли лошадь на независимо поданный сигнал выполнением элемента. Если Вы получили желательный ответ, то необходимо прекратить подкрепление элемента, если он выполнен без команды.

Если Вы начинаете обучение с подкреплением на земле, то первые несколько раз Вы просто издаете звук и сразу даете лошади угощение. Так этот звук постепенно станет ассоциироваться у вашего друга с чем-то приятным. Затем предложите лошади сделать что-либо простое, что она отлично умеет делать, и подкрепите звуком и угощением. После нескольких сочетаний Вы можете перенести подкрепление на всю работу лошади. Под верхом желательна та же последовательность, но необходимо, чтобы лошадь умела легко останавливаться и брать угощение из рук всадника. Если Вы думаете таким образом останавливать носящую лошадь, то это возможно, но обязательно звук должен быть другим. Подкреплением Вы поощряете лошадь (объясняете, что сделанное ею - хорошо), а другой звук будет командой к остановке, которую Вы подкрепляете угощением. Если Вы хотя бы 1-2 раза используете звук подкрепления для остановки лошади, то гарантировано получите таскающую, неудержимую лошадь, считающую, что именно такого ее поведения Вы ждете. Она будет останавливаться на звук, чтобы получить свое угощение, но никакие другие способы остановки признавать уже не будет.

Следует отметить, что если вдруг ваша лошадь выполнила элемент, получила звуковое подкрепление, но брать ее любимое лакомство не хочет, значит Вы своей работой ее уже достали. В таком случае все оставляйте и прошагните хотя бы минут 10 на свободном поводу. Это очень хороший тест для увлекающихся работой всадников.

Кстати об угощении. С большинством лошадей я использую только рафинад. Морковью лошадь может подавиться во время работы, а хлеб налипает на зубах, отвлекая Вашего партнера.

Уже после 2-3 занятий Вы увидите, как повысилась заинтересованность в работе вашей лошади. Вместо попыток отлынивать ваш друг будет сам внимательно ждать ваших предложений. Я не буду давать рекомендаций по тренингу, они зависят от ваших представлений о правильной работе. Но работать над совершенствованием вашей лошади методом обучения с подкреплением Вы можете и с тренером. Он должен знать Ваш звук (звуковое подкрепление, которое Вы используете). Не всегда всадник может почувствовать верхом, что в чем-то достигнут прогресс. Например, Вы считаете, что ваша лошадь недостаточно выносит плечо на прибавленной рыси или плохо на Ваш взгляд подводит задние ноги под корпус на каком-либо элементе. Почувствовать и сразу подкрепить нужное движение, сидя в седле, сложно. Но если это сделает кто-то со стороны (тренер), то достаточно подкрепить1-3 пусть незначительных улучшения движения, чтобы лошадь начала понимать, что от нее хотят. Следует отметить, что звук - подкрепление издает тренер, но угощает сразу за этим всадник. Иначе лошадь будет считать, что угощение она получила не за элемент, подкрепленный звуком, а за то, что подошла к человеку.

В начале обучения за каждым звуковым подкреплением должно обязательно (и как можно быстрее) следовать угощение. В дальнейшем (после 5-10 занятий), когда лошадь будет отлично знать, что угощение в работе она получает лишь после определенного звука, время между подачей звука и угощением можно увеличить, а иногда и угощение вообще опустить. Например, Вы отрабатываете остановку и подъем после нее в галоп. Лошадь отлично справилась с остановкой, и Вы дали звуковое подкрепление. Но нужно выполнить весь объем задачи. Вы мобилизируете лошадь полуодержкой и поднимаете ее в галоп. Все выполнено отлично - звуковое подкрепление - угощение. После пары таких сочетаний подкрепление на остановке уже не осуществляется. И вот у Вас уже есть последовательность элементов, которую можно сочетать с другой, также уже отработанной. Или добавлять по одному элементу к уже безупречной серии. При этом следует помнить:

1. Больше 1-3 раз не подкреплять звук угощением нельзя.

2. Периодически надо подкреплять угощением и отдельные хорошо выполненные элементы, иначе лошадь начнет небрежничать.

При таком методе работы не только не надо наказывать лошадь, но и Вы получаете внимательного друга, готового выполнить любой Ваш каприз. Не надо ждать, что с первого дня у Вас все получится. Пока Вы сами несколько раз не прочувствуете эту систему, ждать, что все получится само собой, не стоит. У меня с первых попыток этот метод начал работать лишь в конкуре. Только после нескольких удач я смогла перенести этот метод в выездку, в поле и т.д.

В конкуре мне довелось работать с лошадьми, которые категорически отказывались прыгать у других всадников. Через месяц работы методом обучения с подкреплением, эти лошади не только на тренировке сами предлагали прыгать, но и на соревнованиях выручали в самых безнадежных ситуациях (я не очень хороший спортсмен). Сейчас я могу сказать, что благодаря этому методу абсолютно любой всадник (если он не выпадает из седла) может подготовить абсолютно любую лошадь (если ей позволяет здоровье) к конкурам до 120 см включительно. От человека требуются лишь: огромное терпение, постоянное внимание и поиск возможных решений и самое главное - желание понимать и быть понятым.

Надеюсь, мой опыт поможет кому-то ещё.

С лошадьми, которых отнесли к отказным (они категорически отказываются не только прыгать, но и подходить к препятствиям), я начинаю работать на земле (в руках). После того, как отработаю метод обучения с подкреплением на самых простых элементах (лишь бы звук у лошади ассоциировался с угощением) я потихоньку за собой подвожу лошадь к жерди, отдельно лежащей на земле. Звук, угощение. Отвожу лошадь и шагаю некоторое время в руках, пока она не успокоится. Так повторяю несколько раз до тех пор, пока лошадь сама не будет свободно подходить к жерди. Если для этого понадобилось больше 1-2 раз, заканчиваю тренировку в этот день. Важно после этого уже не садиться в седло. Я вообще стараюсь всегда после прыжков отшагивать лошадь в руках, а летом, после того, как лошадь восстановит дыхание, как можно дольше попасти.

Пока Вы совершаете до 8 прыжков в день высотой до 50 см, напрыгивание можно и даже желательно проводить каждый день. На второй день предлагаю переступить через жердь, ведя ее за собой. Если Вы переступите через жердь впереди нее - это очень поможет ей успокоиться. Если первый день дался лошади тяжело, то во второй подкрепляю звуком и угощением уже перенос одной ноги через жердь. После этого даю лошади спокойно постоять и подумать. Если после этого она осадит - начинаю работу с самого начала. Если останется стоять - предлагаю переступить жердь остальными ногами и тут же подкрепляю. Если первый переход через жердь прошел достаточно легко, то также за собой провожу лошадь еще несколько раз, постоянно подкрепляю. Нужно добиться, чтобы лошадь совершенно спокойно, без задержек, резких движений, рывков шагом переступала жердь в обе стороны. До тех пор, пока это не будет отработано, дальше двигаться не стоит. Обычно у меня на это уходит один день. В таком случае на третий день программа почти та же, лишь к жерди на земле добавляются стойки. Если все проходит гладко, то на следующий день ставлю маршрут из 2-3 пар стоек с жердями на земле. Провожу лошадь в руках по этому маршруту несколько раз. Вначале подкрепляю каждый барьер, а в последний раз лишь последний. Причем, если лошадь реагирует на все совершенно спокойно, то перед завершающей проводкой лошади по маршруту поднимаю последний барьер до 30 см и прыгаю его впереди лошади. Естественно, когда она прыгнет за мной, подкрепляю.

В следующие 4 дня я полностью повторяю действия первых 4-х дней с той лишь разницей, что проделываю все это верхом. Каждый прыжок лошади следует подкреплять звуком сразу после отрыва ног от земли. Поначалу абсолютно не важно, чисто ли преодолен барьер. На это начинают обращать внимание, когда уже отрабатывают технику прыжка. Вообще, если лошади нравится прыгать, то повалов она, как правило не совершает.

Автор: Молчанова Елена (Официальный представитель Nevzorov Haute Ecole в Украине)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет